Раздел: Новости
19 ноября 2021
Законодательное обеспечение развития непрерывной холодильной цепи оборота скоропортящейся продукции в РФ (НХЦ РФ) обсудили участники заседания Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса 15 ноября 2021 г.
На рассмотрение проект закона «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ» представили:
По словам председателя правления Россоюзхолодпрома Юрия Дубровина, законопроект должен положительно сказаться на качестве продуктов питания. «Мировая практика говорит о том, что холодильная цепь нужна и важна. Как бы это декларативно ни звучало, но это работа на потребителя, на человека, на его здоровье», — сказал Юрий Дубровин.
Главный научный сотрудник ВНИХИ — филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН Георгий Белозеров сообщил, что в 2020 г в России без учета сельхозкультур зафиксированы потери продуктов питания на сумму порядка 1,4 триллиона рублей. Около половины этой суммы приходится на продукцию, требующую холодильного хранения.
По словам исполнительного директора Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, сейчас можно контролировать работу дистрибьюторов и транспорт, однако информацию о состоянии продукции на складе торговых сетей и в магазинах получить нельзя. «После отгрузки мы как производители теряем контроль за произведенной продукцией. Важно контролировать всю цепочку», — добавил Дмитрий Востриков.
По словам заместителя председателя Рыбного союза Сергея Гудкова, температурный режим нарушается при перевозке рыбной продукции по железной дороге. Например, в 2019 г с Дальнего Востока в центральную часть страны было перевезено 538 тыс. тонн, из них 151 тыс. тонн вагонными-термосами, не оборудованными морозильной установкой. Это 25% перевозок рыбной продукции.
Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО) Дмитрий Горох сообщил, что пока непонятны алгоритмы действия всех участников рынка, если выявляются нарушения температурного режима при перевозке и хранении продукции. Он также заявил о необходимости законодательно закрепить единые требования для контроля за перевозками скоропортящейся продукции для всех видов транспорта.
Начальник департамента страхования грузов и грузоперевозчиков IBG Сергей Кузнецов сказал, что страховщикам интересны перевозки скоропортящейся продукции. Однако на данный момент большинству грузоотправителей не выгодно страховать свои грузы, так как перевозки осуществляются с нарушениями температурного режима и, соответственно, страховых выплат не будет. На железной дороге это обусловлено нехваткой подвижного состава, высокими тарифами на перевозку в специализированном подвижном составе и как следствие желанием сэкономить.
Президент АСОРПС Михаил Синев отметил, что законопроект о НХЦ предполагает создание компетентного координирующего и контролирующего органа по НХЦ, которые будут следить за выполнением требований закона участниками рынка — агентами НХЦ (складские организации, транспортные предприятия и предприятия торговли). Часть контрольно-надзорных функций могут быть переданы специализированной саморегулируемой организации в области НХЦ. «Мы готовим обращение в Минсельхоз РФ о создании межведомственной рабочей группы при министерстве для разработки проекта федерального закона о НХЦ. До конца года мы намерены подготовить первую редакцию закона о НХЦ», — сообщил Михаил Синев.
Партнер российской консалтинговой компании GRT Consulting Алексей Барыкин пояснил, что законопроект о НХЦ разрабатывается в инициативном порядке. «Участники рынка сами видят существующие проблемы и предлагают пути их решения. Инициаторами законопроекта являются семь организаций. При АСОРПС мы создали рабочую группу, в которую входят более 30 организаций», — уточнил Алексей Барыкин.
Представители Минтранса и Минпромторга, участвующие в заседании, поддержали инициативу по разработке законопроекта «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в РФ».