Империя Холода
Отраслевой информационно-
аналитический журнал
Мы помогаем
продвигать вашу
продукцию

Непрерывная холодильная цепь: как довезти рыбу от борта до магазина?

Раздел: Новости

10 сентября 2021

В ходе IV Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии в Санкт-Петербурге 9 сентября 2021 г состоялась конференция «Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) как инструмент сохранения качества пищевых продуктов».

Ее участники обсудили вопросы, связанные с обеспечением требуемых температурных условий в процессе поставок пищевых продуктов, комплекс соответствующих технических и технологических решений, пути реализации комплексного подхода по созданию НХЦ.

По словам президента Ассоциации организаций продуктового сектора  Михаила Синева,  НХЦ в сфере транспортировки скоропортящихся продуктов сейчас отсутствует как явление. Проблема складывается из ряда факторов, но ключевую роль играют несовершенство нормативного законодательства, отсутствие единых норм для складов и транспорта, нехватка специальной инфраструктуры.

«Железнодорожным рефрижераторным вагонам сильно за 30 лет, вагоны-термосы — тоже старички с сильным износом, — отметил Михаил Синев. — Более того, вагонный парк никогда не был освидетельствован с учетом старения. То есть передавая груз на 10-20 суток пути, мы только догадываемся, в чем его повезут». В сфере автоперевозок, по данным спикера, освидетельствовано всего лишь 20-30% парка, и зачастую скоропортящиеся продукты перевозятся в крытых тентованных кузовах. Все это приводит к неконтролируемому ухудшению качества: в этой ситуации страдают и интересы покупателей, и поставщики — ценная продукция «теряется» на сотни миллионов рублей.

Председатель правления Россоюзхолодпрома  Юрий Дубровин  сообщил: и при сборе урожая и при вылове рыбы 20-40% продукции теряется из-за отсутствия должных условий хранения. Поэтому внедрение новых холодильных систем более чем актуально. Но в то же время непросто обстоят дела с производством самих холодильных установок — ключевые элементы производятся за рубежом, прежде всего в Китае.

Заместитель руководителя Департамента по вопросам качества пищевой рыбной продукции ФГБНУ «ВНИРО»  Любовь Абрамова  подчеркнула, что «нарушение температурного режима — самое больное для рыбной отрасли, особенно при транспортировке». «Везти далеко, разные часовые пояса, разные температурные режимы. Это неправильно даже для консервов», — сообщила Абрамова.

Старший научный сотрудник АО «НИИАС»  Денис Давыдов  предложил разработать комплексную методику, которая бы сопровождала груз «от и до». Исходя из его выкладок, нужно определять расчетную температуру наружного воздуха, попутно отслеживая местоположения груза. Тогда система могла бы точно подстраивать атмосферу внутри вагона под внешние климатические условия. Заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»  Дмитрий Горох  отметил, что в регламент перевозок следует заложить механизм экстренного реагирования — своевременный осмотр вагона, если с него поступает сигнал о росте температуры. Также предложено усилить межведомственное электронное взаимодействие: «Только имея единую цифровую среду можно обеспечить мониторинг и контроль», — подчеркнул представитель РЖД.

Руководитель проектов правового департамента АО «ГЛОНАСС»  Ольга Воронина  рассказала о недавнем эксперименте. Так, в июне-октябре 2020 года было осуществлено 17 перевозок скоропортящихся грузов, в том числе мультимодальных. Их общий пробег составил 145 785 км. Контроль осуществлялся с помощью интегрированных систем АСМ ЭРА на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Меркурий». Телеметрия велась с момента заморозки продукции до поставки ритейлерам. Максимальное время контроля составило 32 дня 23 часа по маршруту от города Артема Приморского края до Санкт-Петербурга. В процессе контроля выявлено 60 событий превышения заданного температурного режима. Суммарное время отклонений по этому маршруту — 19 дней.

Нарушений немало, но при этом система демонстрирует свою работоспособность и актуальность, заметила Ольга Воронина.

Между тем, как рассказал основатель и управляющий партнер компании ГК «Евросервис»  Сергей Малофейкин,  уже много лет компания ведет удаленный круглосуточный мониторинг холодильников. На счету уже 350 «умных» магазинов «Дикси»: холодильники удаленно можно включать, выключать, видеть их состояние. По мнению Малофейкина, на рынке сейчас достаточно технических средств – датчиков и ПО, чтобы обеспечить работу удаленных систем. «Только вот проблема: нет единого норматива, как и что и к чему подключить», – отметил предприниматель. А ООО «Данфосс» успешно реализует систему удаленного мониторинга в магазинах «Пятёрочка».

Есть в России и собственные разработки вагонов для перевозки скоропортящихся продуктов, обратил внимание президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура»  Павел Иванкин.  Так, АО «Омсктрансмаш», входящее в холдинг УВЗ, предлагает 40-футовый рефрижераторный контейнер. Рефрижераторными сцепами занимаются ПАО «Камаз», ЗАО «Евросиб СПб». Уралвагонзавод и Алтайвагонзавод имеют свои разработки автономных рефрижераторных вагонов, и это далеко не полный список. Однако, сейчас на такие вагоны нет стабильного спроса из-за тарифной политики и инвестиционной составляющей, отметил эксперт. В штучном же исполнении вагоны слишком дороги.

На конференции также затронут вопрос подготовки кадров для отраслей холодильного машиностроения. По словам д.т.н., профессора, академика МАХ, Директора мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО  Игоря Баранова,  популярность специальности растет: конкурс — три человека на место.

По итогам обсуждения отмечено, что в России есть все необходимые технологии для создания НХЦ. В связи с этим участники конференции предложили направить обращение в Минсельхоз России о создании межведомственной рабочей группы при ведомстве для разработки проекта федерального закона о НХЦ с учетом лучших международных практик.


seafoodexporussia.com

 

Рассылка