Раздел: Новости
11 июля 2019
В Свердловской области выросло количество предприятий-экспортеров. По данным Уральской торгово-промышленной палаты, регион вышел на второе место после Москвы по объемам поставок на зарубежные рынки.
На экспортное поле выходит все больше предприятий агропромышленного комплекса и пищепрома. Компании данного сектора активнее всего выезжают за рубеж в составе государственных делегаций и выходят на новые рынки сбыта. В частности, «Хладокомбинат №3» серьезно увеличил долю экспорта мороженого в Китай, хотя и сталкивается с рядом препятствий на госуровне и острой конкуренцией со стороны европейских производителей.
По словам генерального директора хладокомбината Натальи Мерзляковой, основная проблема экспорта — это слабо проработанная законодательная база с двух сторон — как с китайской, так и с российской. Зарубежный партнер выдвигает серьезные требования к продуктам питания, причем, правила игры меняются постоянно.
«Китай -- не тот рынок, к которому мы привыкли. Это серьезно развивающаяся страна с жесткими контролирующими функциями. Власти усиливают свой контроль за пищевой продукцией. Мы вынуждены постоянно менять что-то в технологии, в этикетках, это занимает много времени, а потом выясняется, что китайские власти что-то не ратифицировали и поменяли. К каждой поставке мы должны получать сертификаты соответствия не только на продукт, но и на упаковку», -- пояснила Наталья Мерзлякова.
Вторая проблема экспорта, по мнению бизнесменов, — отсутствие надежных контрагентов за рубежом. Согласно опросу, 64% уральских предприятий испытывают нехватку информации о контрагентах и маркетинговых исследованиях зарубежных рынков сбыта. С этой же проблемой сталкивается сейчас «Хладокомбинат №3», занимаясь поиском поставщиков во Вьетнаме и Монголии.
При этом Китай уже пошел по данному пути, и на государственном уровне в этом году был сформирован список надежных зарубежных поставщиков. Однако случился казус, и компания из Екатеринбурга в этот перечень не попала.
«К сожалению, нашей стороне не были обозначены сроки, когда нужно было внести соответствующую информацию. В результате компания оказалась в уникальной ситуации: машины проехали одну границу, в это время наступило 12 часов, сменились правила, и мы не смогли пересечь вторую границу», — приводит пример взаимодействия Наталья Мерзлякова.
Основные механизмы государственной помощи реализуют Минпромторг, Российский экспортный центр и Региональный центр поддержки предпринимательства. Данные институты предоставляют «живые» деньги, что особо ценно для бизнеса. По словам руководителя центра поддержки экспорта свердловского областного центра поддержки предпринимательства Елены Сиятовской, в этом году все регионы получили из федерального бюджета значительные субсидии на поддержку экспорта. В основном, все средства расходуются на самом первом этапе — заходе предприятия на рынок.
В частности, за бюджетные средства можно оплатить половину суммы при сертификации и патентовании продукции на зарубежном рынке. В противном случае предприятие может столкнуться с тем, что товарный знак продукта, которые имеет спрос в какой-то стране, уже запатентовали конкуренты, что грозит проблемами на таможне и последующим шантажом со стороны владельцев патента. На поддержку экспортного направления компании могут получить кредитные средства и за счет Российского экспортного центра (РЭЦ) — здесь заявки тоже сопровождает региональный центр поддержки.
pravdaurfo.ru