Раздел: Новости
19 января 2024
В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) в феврале 2024 года откроются экспериментальные участки сезонных автодорог с модифицированным ледовым покрытием, обустроенным по новой технологии московского МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Эксперимент будет проводиться Департаментом транспорта ЯНАО и Бауманского университета. Технология была разработана учёными специально для использования в суровом климате Арктики. Она позволит повысить износостойкость и прочность зимних дорог, улучшить коэффициент сцепления и способствовать продлению срока эксплуатации зимника.
Важнейшей проблемой для Арктики является надёжность транспортной инфраструктуры, в частности, автозимников и ледовых переправ. Дорогой жизни называют жители отдалённых или трудноступных районов автозимник — сезонную дорогу с проезжей частью, построенной из льда или из уплотненного снега и льда. Такие дороги прокладываются по замёрзшим болотам, рекам и озёрам.
Проблемы транспортной инфраструктуры стали темой конференции — Конгресса молодых ученых в ЯНАО, которая прошла в Салехарде ещё 12-14 декабря 2023 года. Эксперты из 11 регионов России предложили решения приоритетных задач, поставленных перед учёными руководством округа.
В число представленных предложений вошел проект МГТУ им. Н.Э. Баумана по созданию экспериментальных участков автозимников с модифицированным ледовым покрытием, о котором рассказал аспирант Денис Туралин. Предлагаемая учёными технология позволит повысить износостойкость и прочность зимних дорог, улучшить сцепление колес транспорта с покрытием и способствовать продлению срока эксплуатации зимника в весенний период.
Новая технология предполагает использование комбинации водных растворов модифицирующих упрочняющих соединений и дисперсной антифрикционной фазы при формировании ледового покрытия зимника. В результате образуется регулярная структура льда, содержащая демпфирующие прослойки между кристаллическими образованиями, что существенно улучшает прочностные свойства ледовой матрицы.
Антифрикционная дисперсная добавка позволяет увеличить силу сцепления колес и покрытия. При этом высокий коэффициент отражения может способствовать снижению влиянию инсоляции в весенний период, замедлению таяния покрытия и продлению срока эксплуатации зимника.
Технология упрочнения ледовой поверхности автозимника разработана научным коллективом под руководством профессора кафедры «Холодильная и криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения» МГТУ им. Н.Э. Баумана Галины Гончаровой.
В рамках соглашения между Бауманским университетом и Департаментом транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО стороны ведут взаимодействие в области разработки и реализации технологий повышения надежности и улучшения эксплуатационных параметров сезонных дорог на Ямале. Департамент предоставляет необходимую материально-техническую базу, участки автозимника и будет осуществлять их мониторинг в течение всего срока эксплуатации сезонной дороги.
bmstu.ru