Империя Холода
Отраслевой информационно-
аналитический журнал
Мы помогаем
продвигать вашу
продукцию

Анализ рынка ТХО на Всемирном дне холода, Самара

Раздел: Новости

1 июля 2019

На Всемирном дне холода, впервые прошедшем в г. Самара 26-27 июня, председатель правления Российского союза предприятий холодильной промышленности Юрий Дубровин выступил с докладом «Состояние холодильной промышленности России. Стратегия развития», где, в частности, охарактеризовал острую ситуацию на рынке торгово-холодильного оборудования.

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ предложение на рынке торгово-холодильного оборудования превышает спрос. При этом импорт готового холодильного оборудования в разы меньше импорта компонентов, таких как компрессоры, холодильная автоматика, блоки управления, то есть преобладают сборочные технологии.

Рынок торгового холодильного оборудования в 2017-2018 гг поддерживался спросом со стороны крупнейших продовольственных сетей, которые активно наращивали количество магазинов и общие торговые площади. Так, например, за 2017-2018 гг холдинг X5 Retail Group увеличил количество магазинов с 9,2 до 14,2 тыс, торговые площади — с 4,3 до 6,5 млн м2.  Группа «Магнит» увеличила количество магазинов с 14,1 до 18,4 тыс, а торговые площади — с 5,1 до 6,4 млн м2.  Торговая сеть «Лента» довела количество магазинов с 240 до 379, а торговые площади с 1,2 до 11,5 млн м2.  Группа «Вкус Вилл» в 2018 г увеличила количество магазинов почти на 60% — до 717 шт.

В I кв. 2019 г рост сетей замедлился: торговые площади группы X5 Retail Group увеличились на 2,1%, группа «Магнит» увеличила количество магазинов на 4,5%, а торговая сеть «Лента» — сократила на 1,1%.

В целом оборот розничной торговли пищевыми продуктами в I кв. 2019 г вырос на 1,4% к аналогичному периоду 2018 г. По данным Росстата, оборот розничной продукции отдельными скоропортящимися продуктами (мясо животных, птицы, молоко, рыба и морепродукты) увеличился в 2018 г на 4,3% до 7.4 трлн руб., в I кв.  2019 г — на 7,2%. Низкие темпы роста торговли в продовольственном сегменте отчасти обусловлены повышением НДС с 2019 г и стагнацией реальных доходов населения.

С 2017 г наблюдается активный рост экспорта торгово-холодильного оборудования (+63% в 2017 г, +18%  по итогам 2018 г, +29% в I кв. 2019 г). Это во многом связанно с развитием сборочных производств, улучшением качественных характеристик производимой продукции, повышением ценовой конкурентоспособности на фоне девальвации рубля, а также с государственной поддержкой экспорта.

В целях увеличения объемов экспортных поставок отечественной высокотехнологичной продукции, в том числе оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, производителям предоставляется комплекс различных субсидий. Например, используется механизмы для компенсации части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках, компенсации части затрат на транспортировку продукции, на фиксирование части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях по продвижению продукции на внешние рынки.

Экспорт продукции оказал значимую поддержку для целого ряда производств, особенно в условиях снижения спроса на отдельные виды торгового холодильного оборудования на внутреннем рынке. По данным «Фригогласс Евразия» (Орел), одного из ведущих предприятий на этом рынке, в 2017-2018 гг на внешние рынки приходилось до трети выпускаемой предприятием готовой продукции.

Несмотря на рост производства и экспорта, сохраняется высокая зависимость от импортного оборудования, комплектующих и материалов, которая при ослабления рубля ведет к удорожанию конечной продукции и снижает ее конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках. При производстве холодильного оборудования для торговли и пищевой промышленности компании, как правило, используют импортные (реже — отечественные) комплектующие.

Многие сборочные производства в России используют китайские вентиляторы, автоматику, трансформаторы, компрессоры, производимые по лицензиям западных компаний  (доля импорта комплектующих из Китая для производства холодильного оборудования в 2018 г составила 18%).

Согласно расчетам Аналитического центра при Правительстве РФ, на основе данных Росстата и ФТС России, уровень локализации российского торгово-холодильного оборудования в 2018 г составил 45,3% (доля импортных компонентов и комплектующих в общей стоимости продукции — 54,7%).

На рынке отсутствуют высокотехнологичные  компоненты российского производства (компрессоры, контроллеры, рабочие вещества) и полноценная замена импортным элементам автоматики. Тем не менее, ряд предприятий изготавливают уникальные единичные компрессоры для специальной техники (пензенский завод компрессоров, челябинский и черкесский компрессорные заводы, «ВНИИХОЛОДМАШ»), однако массового производства компрессоров для пищевого и торгового холодильного оборудования не создано.

Рассылка