НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...

Организаторы выставки «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для АПК / VIV Russia 2017», которая состоится 23-25 мая 2017 года ...

В 2017 году на выставке «Молочная и мясная индустрия» впервые будут представлены два новых раздела: «Корма в скотоводстве» и «Средства механизации». ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
Архив новостей   
















   

Замороженным продуктам нужен объединяющий центр

  Георгий БЕЛОЗЕРОВ, к.т.н., директор ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии
Виктор РАССОЛОВ, директор ИХС ПП

Производство и реализация быстрозамороженных продуктов (БЗП) в РФ к 2007 г. окончательно определились как важное быстроразвивающееся (прирост 20-25% в год) направление пищевой и перерабатывающей промышленности.
Причина всплеска спроса (отсюда и производства) на быстрозамороженную продукцию в последние годы, видимо, кроется в росте благосостояния и качества жизни у так называемого «среднего класса», влиянии средств массовой информации, значительном увеличении контингента отдыхающих и работающих за рубежом граждан РФ, которые на практике знакомятся с преимуществами и недостатками организации питания fast food и понятием «удобная еда».
Дефицит времени на традиционную домашнюю кухню у современной работающей женщины или делового мужчины, достаточный ассортимент предлагаемых на рынке быстрозамороженных продуктов, быстрота приготовления блюд, доступные цены и возможность длительного хранения закупленных продуктов - наиболее распространенные факторы растущего спроса на быстрозамороженную продукцию.
Экономическая целесообразность, приносящая определенную прибыль: рост культуры потребления, а, следовательно, и спроса, покрытие недостатков производственно-технологической базы за счет большого предложения по современному «нетрадиционному сырью», пищевым добавкам и другим ингредиентам - факторы растущего производства и расширения ассортимента БЗП.
Имея все атрибуты отрасли по привлечению и освоению средств, объему и ассортименту выпускаемой продукции, а также спросу, производство БЗП не консолидировалось, в основном, из-за недостаточного организующего и объединяющего начала, устаревшей или отсутствующей нормативной и технологической обеспеченности, все еще отстающей общей культуры производства и потребления.
Все остальное, как говорится, «дело техники», которая предлагается как производителю, так и потребителю БЗП в объемах и ассортименте, ограниченном лишь размерами их кошельков.
Становление и консолидация производства БЗП как отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности (несмотря на огромную базовую разницу в сырье и технологиях) возможна вокруг объединяющего начала -- безусловного применения искусственного холода по всей цепи движения продукции, включающей производство, хранение, транспортировку и реализацию.
Эта неразрывная цепь является основным условием и базой создания определенных нормативных требований к безопасности и качеству производимой в РФ быстрозамороженной продукции.
Отсутствие четкой объединяющей структуры производителей БЗП приводит к тому, что никто не отстаивает их интересы на государственном уровне. Доказательством тому служит высокий НДС на БЗП по сравнению с НДС на свежую продукцию с полей и огородов, отсутствие контроля и согласованности при разработке нормативной и технической документации, в том числе и по весовым БЗП.
Вообще, весовые БЗП - отдельная песня, слово из которой не выкинешь, так как покупатель «голосует рублем» в ее пользу. Но и слово «безопасность» в эту песню не вставишь - сразу пропадает вся мелодия. Контроль безопасности продукции, а, следовательно, применение карательных мер за нарушение условий этой безопасности, государство оставило за собой. Тем не менее, интересы добросовестного производителя могут и должны совпадать с добросовестной политикой власти.
С целью изменения положения дел, связанных с отсутствием структуры в отрасли, координирующей и объединяющей интересы всех отечественных производителей БЗП, в декабре 2006 г. по инициативе ВНИХИ при активном участии ВНИМИ, ВНИИМП, ВНИИКП, ВНИИКоП Россельхозакадемии, ВНИРО, а также общественных организаций (Россоюзхолодпром, Союз мороженщиков России) и крупных производителей БЗП («Хладокомбинат Западный», «Ледово», «Талосто» и др.) в Москве состоялась 1-я Всероссийская конференция «Проблемы качества, безопасности и конкурентоспособности замороженной продукции».
На конференции присутствовало более 80 представителей из 29 субъектов РФ. Участники конференции одобрили инициативу организаторов и подтвердили актуальность конференции, а также поставленных и обсужденных на ней вопросов по развитию производства и потребления БЗП в России.
Было поддержано предложение по созданию при ВНИХИ межотраслевого Совета по замороженной продукции -- общественной организации с функциями координации деятельности между научными учреждениями, добросовестными производителями БЗП и холодильного оборудования с целью осуществления продвижения и защиты общих интересов ее участников в различных государственных органах и властных структурах,
Это:
• объединение усилий власти, науки, образования, производства и торговли по обеспечению безопасности и повышению качества выпускаемых БЗП;
• всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса, связанного с холодильными технологиями отечественного производства БЗП в условиях вхождения России в ВТО.
Основой для этого может послужить осуществление Советом поддержки инновационной деятельности по перспективным научным разработкам, создание нормативных документов на весь ассортимент БЗП, развитие информационного обеспечения производителей и потребителей БЗП, развитие общей культуры производства и потребления БЗП, широкая пропаганда отечественного замороженного продукта, защита интеллектуальной собственности российских ученых и производителей.
Задачей, которую Совету необходимо решить в ближайшее время, можно назвать создание при ВНИХИ маркетингового центра по анализу существующего состояния отечественной культуры производства и потребления БЗП, а также мерам по ее развитию.
На базе маркетингового центра следует образовать рабочую группу по созданию условий для успешной разработки современной нормативной базы производства БЗП, а также общих принципов составления специализированных реестров безопасности и качества по рекомендуемой сырьевой базе и ингредиентам для производства быстрозамороженных продуктов на территории РФ.
Это необходимо, прежде всего, для осознания и консолидации производства БЗП в РФ как отрасли и обязательного проведения Советом линии, соответствующей здоровым амбициям серьезного системного интегратора, координатора и защитника отечественных добросовестных производителей замороженной продукции.
Следует учитывать, что бюджетное финансирование более расположено к вполне и давно сформированным программам, где главную, но не основную, роль играют государственные учреждения и организации со своими дочерними предприятиями.
Отсюда необходимые отраслевые проблемы (сюда, прежде всего, следует отнести обеспечение условий для роста безопасности и качества продукции и упорядочения внутреннего рынка) следует решать самим производителям как проблемы общего интереса.
Координацию совместных действий по обеспечению инициатив производителей можно рассматривать положительно лишь при условии объединенных усилий науки, бизнеса и власти.
Инициатива, как таковая, должна соответствовать двум основным созидательным принципам: носить инновационный характер и отвечать интересам конструктивного большинства отрасли.
Научно-исследовательские задачи первого порядка, т.е. в решении которых заинтересовано большинство консолидированных производителей и смежных участников производственной цепи, могут успешно осуществляться при создании в каждом отдельном случае подсистемы финансового и административного решения этой задачи.
Если говорить о формирующемся цивилизованном рынке и нормальной конкуренции в России, то следует подчеркнуть существенное различие, оппонирующее аналогичным терминам в среде членов ВТО.
Роль профессионально-общественных объединений (ассоциации, союзы и т.п.) особенно возрастает в период вступления в действие закона «О техническом регулировании», как гармоничной части общей системы борьбы с так называемым «диким рынком», конечно если таковые объединения сами не являются порождением последнего с единственной целью -- финансовой «дойки» составляющего контингента.
Позитивная, она же креативная, часть деятельности профессионально-общественных объединений ориентирована на защиту более слабого производителя от агрессивной конкуренции более мощных бизнес-конкурентов. Но аргументировано подтверждается, что в РФ зачастую именно слабый производитель является основным носителем фальсификации, а, нередко, и контрафактного производства продукции. Причем, одна из главных причин этого -- борьба за собственное выживание при недостатках существующего законодательства и удушающей коррумпированности бюрократического аппарата.
Парадокс в том, что именно слабый производитель, как «слабое звено», менее всего заинтересован в существовании более требовательной законодательной и современной нормативной базы при жестком контроле и ответственности за произведенную в ее рамках продукцию.
В настоящий момент более крупные и добросовестные производители (что оправдано риском серьезных финансовых вложений) становятся инициаторами усиления борьбы с проявлениями «дикого рынка» через создание твердой, отвечающей современным требованиям, законодательной и нормативной базы, усиления государственного и профессионально-общественного контроля неукоснительного выполнения ее пунктов.
В свою очередь, это послужит фундаментом бескомпромиссной борьбы с так называемыми производствами «на колене» и основой развития нормальной конкуренции на пути к цивилизованному рынку. Следует ожидать в ближайшем будущем растущий интерес серьезных производителей БЗП в России к новейшим научно-техническим разработкам и созданию современного технологического базиса с законодательным и нормативным обеспечением в сфере производства замороженной продукции. Что, в конечном итоге, позволило бы значительно укрепить позиции добросовестного производителя в цивилизованной борьбе за рынок безопасного и качественного продукта. Определенная роль здесь принадлежит академическим научно-исследовательским институтам.
Не исключено, что подобные инициативы бизнеса с участием профессионально-общественных и научных организаций могут трансформировать позиции власти в области законодательного обеспечения растущего цивилизованного рынка, защиты добросовестного производителя в условиях нормальной бизнес конкуренции и борьбы с умножением бюрократии и коррупции.
Началом может стать появление некоторых изменений и дополнений к закону «О техническом регулировании», а также коррекции положений по составлению и принятию технических регламентов, ослабление влияния таможенных и налоговых (НДС) диспропорций. Отдельный вопрос -- качество труда, в том числе и в сфере производства замороженной продукции.
Хронически больная проблема, причину которой частично связывают с тяжелым наследием «развитого социализма» и постоянно с так называемым «русским менталитетом».
Обновлять же имеющиеся знания и повышать мастерство там, где пока нет факта тяжелых потерь, или там, где не «свистит кнут» надзорных органов, у отечественного производителя особого рвения нет.
Постоянная забота о росте профессионального мастерства кадров -- отличительная черта добросовестных производителей, имеющих серьезные и долговременные программы развития своих предприятий.
Перспективное кадровое обеспечение, системное повышение квалификации и переподготовка действующих специалистов как главные составляющие успеха в решении задач безопасности и качества продукции становятся современным требованием и повседневной заботой профессионально-общественных объединений и основным критерием в оценке значимости ее деятельности.
Трансформация роли профессиональных общественных объединений и организаций может выражаться в новых формах объективной поддержки и продвижения брэндов лучших добросовестных производителей, выделения их из основной массы и доведения информации об этом до конечного потребителя.
Такая гарантия должна соответствовать полной строгости и этикету профессиональной добросовестности и «цеховой культуре» объединенных производителей и нормальной конкуренции, при которой осуществимо понятие «первый среди равных».
Причем такая гарантия является прерогативой только данного профессионального объединения и носит соответствующую отличительную символику на своей продукции.
Профессиональное объединение может привлекать заинтересованную и аккредитованную в объединении страховую компанию, через которую можно опосредовать или разделять ответственность за гарантированное качество с термином «застрахованное качество».
В этом случае предприятие, завоевавшее и подтвердившее право носить отличительный знак «застрахованное качество» на упаковке своих продуктов, получает не просто способ компенсации потерь при случайных нарушениях технологического процесса производства продукции, но и:
• возможность привлечь дополнительное внимание к своему товару, торговой марке;
• отличительное от конкурентов преимущество;
• способ повышения доверия к торговой марке.
Основой для принятия страхового решения, выраженного в заключении страхового договора между производителем и страховой компанией, служит авторитетное подтверждение профессиональным объединением текущего рейтинга предприятия-производителя среди подобных в отрасли.
В механизме принятия страхового решения могут быть задействованы ведущие отраслевые НИИ и учебные заведения, авторитетные специалисты и руководители предприятий, состоящие в данном объединении и участвующие в работе оценочных комиссий и комитета рекомендаций для определения текущего рейтинга предприятия-соискателя и подсчета страхового риска.
Все вышесказанное мы рассматриваем в контексте консолидации и объединения интересов отечественных производителей замороженной продукции и решении Всероссийской конференции по образованию при ВНИХИ организации по защите этих интересов - межотраслевого Совета по замороженной продукции.
Знак «Застрахованное качество» несет атрибуты общественного объединения и аккредитованной страховой компании, что подтверждает профессиональную и юридическую ответственность за качество продукции, а также значительно повышает авторитет гарантов и усиливает влияние их брэндов среди массового потребителя и, естественно, среди самих производителей.
Участники конференции определили основные задачи, которые необходимо решать Совету на первом этапе его организационной и координирующей деятельности. Среди них:
• разработка и принятие хартии добросовестных производителей БЗП;
• подготовка доступной информационной базы по основным востребованным вопросам производственной сферы, сырьевого и технологического обеспечения, перечням законодательных актов и нормативной документации;
• лоббирование интересов отечественных производителей БЗП в соответствующих законодательных органах власти и государственных органах по исполнению надзорного и налогового законодательства;
• создание и налаживание интерактивной связи с потребителем;
• поиск и осуществление новых форм поддержки и продвижения брендов добросовестных производителей при уверенном восприятии потребителем гарантированной безопасности и качества продукции (Застрахованное качество, гарантированное качество);
• защита добросовестного отечественного производителя в условиях принятия России в ВТО;
• организация обучения, повышения профессионального мастерства и получение новейшей информации на международных и российских научно-практических форумах по холодильным технологиям пищевых и перерабатывающих производств.
Мы считаем все вышесказанное прологом к большой, кропотливой и необходимой работе создаваемого Совета.
журнал «Империя холода», октябрь 2007 г.



Империя холода © 2003