НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

Замороженным продуктам нужен объединяющий центр

  Георгий БЕЛОЗЕРОВ, к.т.н., директор ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии
Виктор РАССОЛОВ, директор ИХС ПП

Производство и реализация быстрозамороженных продуктов (БЗП) в РФ к 2007 г. окончательно определились как важное быстроразвивающееся (прирост 20-25% в год) направление пищевой и перерабатывающей промышленности.
Причина всплеска спроса (отсюда и производства) на быстрозамороженную продукцию в последние годы, видимо, кроется в росте благосостояния и качества жизни у так называемого «среднего класса», влиянии средств массовой информации, значительном увеличении контингента отдыхающих и работающих за рубежом граждан РФ, которые на практике знакомятся с преимуществами и недостатками организации питания fast food и понятием «удобная еда».
Дефицит времени на традиционную домашнюю кухню у современной работающей женщины или делового мужчины, достаточный ассортимент предлагаемых на рынке быстрозамороженных продуктов, быстрота приготовления блюд, доступные цены и возможность длительного хранения закупленных продуктов - наиболее распространенные факторы растущего спроса на быстрозамороженную продукцию.
Экономическая целесообразность, приносящая определенную прибыль: рост культуры потребления, а, следовательно, и спроса, покрытие недостатков производственно-технологической базы за счет большого предложения по современному «нетрадиционному сырью», пищевым добавкам и другим ингредиентам - факторы растущего производства и расширения ассортимента БЗП.
Имея все атрибуты отрасли по привлечению и освоению средств, объему и ассортименту выпускаемой продукции, а также спросу, производство БЗП не консолидировалось, в основном, из-за недостаточного организующего и объединяющего начала, устаревшей или отсутствующей нормативной и технологической обеспеченности, все еще отстающей общей культуры производства и потребления.
Все остальное, как говорится, «дело техники», которая предлагается как производителю, так и потребителю БЗП в объемах и ассортименте, ограниченном лишь размерами их кошельков.
Становление и консолидация производства БЗП как отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности (несмотря на огромную базовую разницу в сырье и технологиях) возможна вокруг объединяющего начала -- безусловного применения искусственного холода по всей цепи движения продукции, включающей производство, хранение, транспортировку и реализацию.
Эта неразрывная цепь является основным условием и базой создания определенных нормативных требований к безопасности и качеству производимой в РФ быстрозамороженной продукции.
Отсутствие четкой объединяющей структуры производителей БЗП приводит к тому, что никто не отстаивает их интересы на государственном уровне. Доказательством тому служит высокий НДС на БЗП по сравнению с НДС на свежую продукцию с полей и огородов, отсутствие контроля и согласованности при разработке нормативной и технической документации, в том числе и по весовым БЗП.
Вообще, весовые БЗП - отдельная песня, слово из которой не выкинешь, так как покупатель «голосует рублем» в ее пользу. Но и слово «безопасность» в эту песню не вставишь - сразу пропадает вся мелодия. Контроль безопасности продукции, а, следовательно, применение карательных мер за нарушение условий этой безопасности, государство оставило за собой. Тем не менее, интересы добросовестного производителя могут и должны совпадать с добросовестной политикой власти.
С целью изменения положения дел, связанных с отсутствием структуры в отрасли, координирующей и объединяющей интересы всех отечественных производителей БЗП, в декабре 2006 г. по инициативе ВНИХИ при активном участии ВНИМИ, ВНИИМП, ВНИИКП, ВНИИКоП Россельхозакадемии, ВНИРО, а также общественных организаций (Россоюзхолодпром, Союз мороженщиков России) и крупных производителей БЗП («Хладокомбинат Западный», «Ледово», «Талосто» и др.) в Москве состоялась 1-я Всероссийская конференция «Проблемы качества, безопасности и конкурентоспособности замороженной продукции».
На конференции присутствовало более 80 представителей из 29 субъектов РФ. Участники конференции одобрили инициативу организаторов и подтвердили актуальность конференции, а также поставленных и обсужденных на ней вопросов по развитию производства и потребления БЗП в России.
Было поддержано предложение по созданию при ВНИХИ межотраслевого Совета по замороженной продукции -- общественной организации с функциями координации деятельности между научными учреждениями, добросовестными производителями БЗП и холодильного оборудования с целью осуществления продвижения и защиты общих интересов ее участников в различных государственных органах и властных структурах,
Это:
• объединение усилий власти, науки, образования, производства и торговли по обеспечению безопасности и повышению качества выпускаемых БЗП;
• всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса, связанного с холодильными технологиями отечественного производства БЗП в условиях вхождения России в ВТО.
Основой для этого может послужить осуществление Советом поддержки инновационной деятельности по перспективным научным разработкам, создание нормативных документов на весь ассортимент БЗП, развитие информационного обеспечения производителей и потребителей БЗП, развитие общей культуры производства и потребления БЗП, широкая пропаганда отечественного замороженного продукта, защита интеллектуальной собственности российских ученых и производителей.
Задачей, которую Совету необходимо решить в ближайшее время, можно назвать создание при ВНИХИ маркетингового центра по анализу существующего состояния отечественной культуры производства и потребления БЗП, а также мерам по ее развитию.
На базе маркетингового центра следует образовать рабочую группу по созданию условий для успешной разработки современной нормативной базы производства БЗП, а также общих принципов составления специализированных реестров безопасности и качества по рекомендуемой сырьевой базе и ингредиентам для производства быстрозамороженных продуктов на территории РФ.
Это необходимо, прежде всего, для осознания и консолидации производства БЗП в РФ как отрасли и обязательного проведения Советом линии, соответствующей здоровым амбициям серьезного системного интегратора, координатора и защитника отечественных добросовестных производителей замороженной продукции.
Следует учитывать, что бюджетное финансирование более расположено к вполне и давно сформированным программам, где главную, но не основную, роль играют государственные учреждения и организации со своими дочерними предприятиями.
Отсюда необходимые отраслевые проблемы (сюда, прежде всего, следует отнести обеспечение условий для роста безопасности и качества продукции и упорядочения внутреннего рынка) следует решать самим производителям как проблемы общего интереса.
Координацию совместных действий по обеспечению инициатив производителей можно рассматривать положительно лишь при условии объединенных усилий науки, бизнеса и власти.
Инициатива, как таковая, должна соответствовать двум основным созидательным принципам: носить инновационный характер и отвечать интересам конструктивного большинства отрасли.
Научно-исследовательские задачи первого порядка, т.е. в решении которых заинтересовано большинство консолидированных производителей и смежных участников производственной цепи, могут успешно осуществляться при создании в каждом отдельном случае подсистемы финансового и административного решения этой задачи.
Если говорить о формирующемся цивилизованном рынке и нормальной конкуренции в России, то следует подчеркнуть существенное различие, оппонирующее аналогичным терминам в среде членов ВТО.
Роль профессионально-общественных объединений (ассоциации, союзы и т.п.) особенно возрастает в период вступления в действие закона «О техническом регулировании», как гармоничной части общей системы борьбы с так называемым «диким рынком», конечно если таковые объединения сами не являются порождением последнего с единственной целью -- финансовой «дойки» составляющего контингента.
Позитивная, она же креативная, часть деятельности профессионально-общественных объединений ориентирована на защиту более слабого производителя от агрессивной конкуренции более мощных бизнес-конкурентов. Но аргументировано подтверждается, что в РФ зачастую именно слабый производитель является основным носителем фальсификации, а, нередко, и контрафактного производства продукции. Причем, одна из главных причин этого -- борьба за собственное выживание при недостатках существующего законодательства и удушающей коррумпированности бюрократического аппарата.
Парадокс в том, что именно слабый производитель, как «слабое звено», менее всего заинтересован в существовании более требовательной законодательной и современной нормативной базы при жестком контроле и ответственности за произведенную в ее рамках продукцию.
В настоящий момент более крупные и добросовестные производители (что оправдано риском серьезных финансовых вложений) становятся инициаторами усиления борьбы с проявлениями «дикого рынка» через создание твердой, отвечающей современным требованиям, законодательной и нормативной базы, усиления государственного и профессионально-общественного контроля неукоснительного выполнения ее пунктов.
В свою очередь, это послужит фундаментом бескомпромиссной борьбы с так называемыми производствами «на колене» и основой развития нормальной конкуренции на пути к цивилизованному рынку. Следует ожидать в ближайшем будущем растущий интерес серьезных производителей БЗП в России к новейшим научно-техническим разработкам и созданию современного технологического базиса с законодательным и нормативным обеспечением в сфере производства замороженной продукции. Что, в конечном итоге, позволило бы значительно укрепить позиции добросовестного производителя в цивилизованной борьбе за рынок безопасного и качественного продукта. Определенная роль здесь принадлежит академическим научно-исследовательским институтам.
Не исключено, что подобные инициативы бизнеса с участием профессионально-общественных и научных организаций могут трансформировать позиции власти в области законодательного обеспечения растущего цивилизованного рынка, защиты добросовестного производителя в условиях нормальной бизнес конкуренции и борьбы с умножением бюрократии и коррупции.
Началом может стать появление некоторых изменений и дополнений к закону «О техническом регулировании», а также коррекции положений по составлению и принятию технических регламентов, ослабление влияния таможенных и налоговых (НДС) диспропорций. Отдельный вопрос -- качество труда, в том числе и в сфере производства замороженной продукции.
Хронически больная проблема, причину которой частично связывают с тяжелым наследием «развитого социализма» и постоянно с так называемым «русским менталитетом».
Обновлять же имеющиеся знания и повышать мастерство там, где пока нет факта тяжелых потерь, или там, где не «свистит кнут» надзорных органов, у отечественного производителя особого рвения нет.
Постоянная забота о росте профессионального мастерства кадров -- отличительная черта добросовестных производителей, имеющих серьезные и долговременные программы развития своих предприятий.
Перспективное кадровое обеспечение, системное повышение квалификации и переподготовка действующих специалистов как главные составляющие успеха в решении задач безопасности и качества продукции становятся современным требованием и повседневной заботой профессионально-общественных объединений и основным критерием в оценке значимости ее деятельности.
Трансформация роли профессиональных общественных объединений и организаций может выражаться в новых формах объективной поддержки и продвижения брэндов лучших добросовестных производителей, выделения их из основной массы и доведения информации об этом до конечного потребителя.
Такая гарантия должна соответствовать полной строгости и этикету профессиональной добросовестности и «цеховой культуре» объединенных производителей и нормальной конкуренции, при которой осуществимо понятие «первый среди равных».
Причем такая гарантия является прерогативой только данного профессионального объединения и носит соответствующую отличительную символику на своей продукции.
Профессиональное объединение может привлекать заинтересованную и аккредитованную в объединении страховую компанию, через которую можно опосредовать или разделять ответственность за гарантированное качество с термином «застрахованное качество».
В этом случае предприятие, завоевавшее и подтвердившее право носить отличительный знак «застрахованное качество» на упаковке своих продуктов, получает не просто способ компенсации потерь при случайных нарушениях технологического процесса производства продукции, но и:
• возможность привлечь дополнительное внимание к своему товару, торговой марке;
• отличительное от конкурентов преимущество;
• способ повышения доверия к торговой марке.
Основой для принятия страхового решения, выраженного в заключении страхового договора между производителем и страховой компанией, служит авторитетное подтверждение профессиональным объединением текущего рейтинга предприятия-производителя среди подобных в отрасли.
В механизме принятия страхового решения могут быть задействованы ведущие отраслевые НИИ и учебные заведения, авторитетные специалисты и руководители предприятий, состоящие в данном объединении и участвующие в работе оценочных комиссий и комитета рекомендаций для определения текущего рейтинга предприятия-соискателя и подсчета страхового риска.
Все вышесказанное мы рассматриваем в контексте консолидации и объединения интересов отечественных производителей замороженной продукции и решении Всероссийской конференции по образованию при ВНИХИ организации по защите этих интересов - межотраслевого Совета по замороженной продукции.
Знак «Застрахованное качество» несет атрибуты общественного объединения и аккредитованной страховой компании, что подтверждает профессиональную и юридическую ответственность за качество продукции, а также значительно повышает авторитет гарантов и усиливает влияние их брэндов среди массового потребителя и, естественно, среди самих производителей.
Участники конференции определили основные задачи, которые необходимо решать Совету на первом этапе его организационной и координирующей деятельности. Среди них:
• разработка и принятие хартии добросовестных производителей БЗП;
• подготовка доступной информационной базы по основным востребованным вопросам производственной сферы, сырьевого и технологического обеспечения, перечням законодательных актов и нормативной документации;
• лоббирование интересов отечественных производителей БЗП в соответствующих законодательных органах власти и государственных органах по исполнению надзорного и налогового законодательства;
• создание и налаживание интерактивной связи с потребителем;
• поиск и осуществление новых форм поддержки и продвижения брендов добросовестных производителей при уверенном восприятии потребителем гарантированной безопасности и качества продукции (Застрахованное качество, гарантированное качество);
• защита добросовестного отечественного производителя в условиях принятия России в ВТО;
• организация обучения, повышения профессионального мастерства и получение новейшей информации на международных и российских научно-практических форумах по холодильным технологиям пищевых и перерабатывающих производств.
Мы считаем все вышесказанное прологом к большой, кропотливой и необходимой работе создаваемого Совета.
журнал «Империя холода», октябрь 2007 г.



Империя холода © 2003